Банкротство турфирмы: как поступить российскому туристу?

В последнее время не проходит и месяца, как россияне узнают о банкротстве очередной туристической фирмы. Подвержены этому оказываются не только компании-однодневки, но и статусные турфирмы-долгожители, в состоятельности которых, казалось бы, не приходится сомневаться. Результат этого один: тысячи граждан России оказываются в крайне незавидной ситуации. Либо долгожданный отпуск оказывается сорван, а деньги потраченные на поездку, потеряны, либо того хуже: туристы остаются в чужой стране, лишенные средств и возможности вернуться на Родину.

Что в таких случаях требуется знать и делать туристу, чтобы с минимальными потерями выйти из этой ситуации и постараться избежать других проблем, связанных с внезапным банкротством туристической компании?

Перед началом поездки:

  1. Соберите и возьмите с собой контактную информацию тех организаций, которые могут помочь Вам разрешить проблемы в случае возникновения таковых за рубежом. Прежде всего, это российское посольство или консульство; надзорные службы той страны, в которую Вы едете; горячий телефон помощи туристам и т.п.

  2. По возможности узнайте заранее что-нибудь о турфирме, услугами которой Вы собираетесь воспользоваться (например, присутствует ли она в Федеральном реестре туроператоров). Однако не стоит забывать: как показала практика, даже компании с незапятнанной репутацией не застрахованы от внезапного банкротства.

  3. Воспользуйтесь страховкой от невыезда. Зачастую подобную услугу предлагают сами турфирмы. Однако в данной ситуации не помешает прибегнуть к помощи другой страховой компании, не имеющей отношения к туроператору. Добейтесь включения пункта о возможном банкротстве компании в договор.

  4. Заключение договора с турфирмой обязательно! Внимательно ознакомьтесь с ним, прежде чем поставите подпись. Не забывайте, что имеете право включить в договор условия, которые считаете необходимыми, например, название конкретной гостиницы. Это может значительно повысить Ваши шансы в случае последующего разбирательства в суде, если возникнут разногласия с турфирмой.

  5. Узнайте цену билетов и проживания в стране, куда Вы планируете отправиться. Рассмотрите возможность поехать туда, не прибегая к помощи турфирмы.

  6. Обязательно заберите у турфирмы весь пакет документов до вылета! В него должны быть включены билеты до пункта назначения и обратно. Это позволит Вам быть уверенным в возвращении домой, даже если турагентство станет банкротом. Но не забывайте, что если Вы летите чартером, то при банкротстве фирмы Ваш авиарейс может вообще не состояться. Поэтому гораздо надежнее туры с регулярными рейсами.

  7. Сделайте копии всех документов. Договор, авиабилеты, паспорт, ваучер, страховку перед началом поездки следует отксерокопировать.

  8. Возьмите с собой наличные деньги. Это поможет Вам, в случае невыполнения турагентстовом своих обязательств, не зависеть от непредсказуемого развития событий.

В процессе поездки

После заселения в гостиницу:

  1. Ни при каких обстоятельствах не отдавайте свой паспорт. Заберите его сразу после регистрации. Если сотрудники гостиницы попытаются оставить Ваши документы у себя, сообщите им, что паспорт потребуется Вам, например, для аренды автомобиля: они обязаны будут вернуть Вам его.

  2. Узнайте, как проходят экскурсии, у других туристов. Если большинство экскурсий без видимых причин оказываются отменены — это повод насторожиться. Не исключено, что туроператор уже сообщил гостинице о банкротстве, но ее сотрудники не придают огласке эту информацию, рассчитывая продлить пребывание постояльцев, вынудив их, таким образом, оплатить проживание.

  3. До конца поездки храните все туристические документы. Если Вас не заселили или преждевременно выселили из гостиницы, возьмите справку о проживании в том отеле, куда Вы вынуждены были переехать. В случае отмены авиарейса проставьте на стойке регистрации соответствующую отметку на билете. При банкротстве турфирмы с этими подтверждающими документами Ваш шанс вернуть потерянные деньги повышается.

  4. Предъявите персоналу отеля свою кредитную карту. Сотрудники гостиницы зачастую более лояльно относятся к посетителям, номер кредитки которых им известен. Лучше, если это будет не основная Ваша карта, а запасная, с малым количеством денег. Если отель решит из-за банкротства туристической компании заморозить какую-то сумму на ней, Вы не понесете больших убытков.

  5. Если Вас задерживают в гостинице, прежде всего, сделайте звонок в российское посольство или консульство, а также в местные правоохранительные органы. Сотрудники отеля не имеют полномочий задерживать Вас — об этом им должно напомнить присутствие представителей государства. В представительстве РФ Вам помогут советом и расскажут, какие действия следует предпринять в текущей ситуации.

    Российское консульство обязано оказывать помощь гражданам РФ, попавшим в тяжелую ситуацию за рубежом, в том числе обеспечивать их питанием, ночлегом и содействовать возвращению домой.